Палата №6: Метафоры смерти - Палата №6

Перейти к содержимому

Метафоры смерти всякая литературщина

#1 Пользователь офлайн   Kris 

  • ветер перемен
  • Группа: Постоянные участники
  • Сообщений: 70
  • Регистрация: 28 Июнь 15

Отправлено 07 Июль 2015 - 23:09

С одной стороны литературные тексты о смерти недостоверны (ведь их писали живые авторы).
С другой – талантливый автор интуитивно может найти такую метафору, которая выразит невыразимое на обычном человеческом языке. Например, исчезновение боли и времени при приближении к смерти всем памятно по классическому рассказу Л. Толстого «Смерть Ивана Ильича»:

Цитата

Он искал своего прежнего привычного страха смерти и не находил его. Где она? Какая смерть? Страха никакого не было, потому что и смерти не было.
Вместо смерти был свет.
– Так вот что! – вдруг вслух проговорил он. – Какая радость!
Для него все это произошло в одно мгновение, и значение этого мгновения уже не изменялось. Для присутствующих же агония его продолжалась еще два часа. В груди его клокотало что-то; изможденное тело его вздрагивало. Потом реже и реже стало клокотанье и хрипенье.
– Кончено! – сказал кто-то над ним.
Он услыхал эти слова и повторил их в своей душе. «Кончена смерть, – сказал он себе. – Ее нет больше».
Он втянул в себя воздух, остановился на половине вздоха, потянулся и умер.


У Хемингуэя есть поразительный рассказ «Снега Килиманджаро», который я впервые прочёл лет в семнадцать. И помню, какой неразрешимой загадкой повис первый же метафорический абзац-эпиграф:

Цитата

«Килиманджаро – покрытый вечными снегами горный массив высотой в 19710 футов, как говорят, высшая точка Африки. Племя масаи называет его западный пик «Нгайэ-Нгайя», что значит «Дом бога». Почти у самой вершины западного пика лежит иссохший мёрзлый труп леопарда. Что понадобилось леопарду на такой высоте, никто объяснить не может».

Сами воспоминания умирающего в африканском турне писателя тогда не особенно заинтересовали. В конце за ним прилетает старый приятель Комтон на маленьком двуместном самолёте, чтобы отвезти в госпиталь (нужна только дозаправка в Аруше), и они летят:

Цитата

«И тогда, вместо того чтобы взять курс на Арушу, они свернули налево, вероятно, Комти рассчитал, что горючего хватит, и, взглянув вниз, он увидел в воздухе над самой землей розовое облако, разлетающееся хлопьями, точно первый снег в метель, который налетает неизвестно откуда, и он догадался, что это саранча повалила с юга. Потом самолет начал набирать высоту и как будто свернул на восток. А потом вдруг стало темно, -- попали в грозовую тучу, ливень сплошной стеной, будто летишь сквозь водопад. И когда они выбрались из нее, Комти повернул голову, улыбнулся, протянул руку. И там, впереди, он увидел заслоняющую все перед глазами, заслоняющую весь мир, громадную, уходящую ввысь, немыслимо белую под солнцем, квадратную вершину Килиманджаро. И тогда он понял, что это и есть то место, куда он держит путь».


Этот почти физически ощутимый образ смерти (притом, что о самой смерти не сказано ни слова!) меня тогда поразил и сейчас поражает. Ну как это удалось? Загадка…
Сейчас, уже имея под рукой Иннет, узнал, что у африканских охотников племени масаи смерть мыслится, как перевоплощение в тотемного зверя. Коллективная мифология считает, что прилетает огромная птица, хватает человека и уносит на высокую гору, где обитают предки.
Умирающему писателю видится самолёт (своеобразный аналог птицы), уносящий его к вершине. По пути душа его очищается от скверны, поднимается над мелочной буржуазной суетой и соединяется с архетипом.
Хемингуэй попал в архетип – в этом разгадка тайны. Архетипы – страшная сила (тем более – не неевропейские по происхождению) и всегда производят необыкновенное катарсическое впечатление, ибо соединяют изолированные друг от друга слои культуросферы.

Сообщение отредактировал Kris: 07 Июль 2015 - 23:06


#2 Пользователь офлайн   Kris 

  • ветер перемен
  • Группа: Постоянные участники
  • Сообщений: 70
  • Регистрация: 28 Июнь 15

Отправлено 11 Июль 2015 - 00:55

В. Алымов в романе «Отец Православия» (про Афанасия Великого) так описывает смерть епископа Александра (IV в.):

Цитата

«Афанасий не отходил от него и непрерывно молился. Но на третий день почувствовал.что невидимая дверь, которую он удерживал из последних сил, медленно отворяется. Словно кто-то вошёл в дом и встал на пороге комнаты за спинами горестных клириков. Епископ дышал всё более тяжело. Глаза его были закрыты. Афанасий упал на колени, прижался губами к холодеющей руке.
- Не надо, сын мой, - прошептал умирающий. – Не удерживая. Я уже вижу Его…
- Кого, владыка?
- Агнец стоит на горе… весь в лучах света…
Афанасий же видел только, что старец задыхался. Лицо его синело. Тело судорожно вздрагивало. Начиналась агония…»

(«Отец Православия», СПб., 2006 г., с-64)

В этом тексте много скрытых отсылов: Отворяющаяся дверь – из Метерлинка. «Не удерживай» - последние слова Достоевского, которые он нагадал на Библии. Агнец на горе – из Апокалипсиса. И всё в целом развивает ту же самую толстовскую тему – о том, что человек, умирающий естественным путём, как бы ПРОСАЧИВАЕТСЯ через смерть к вечной жизни (которую уже видит внутренним взором там, где внешнему наблюдателю видны только признаки агонии).
Самоубийство есть насильственное прерывание такого естественного процесса, потому "просачивания", видимо, не происходит.

В "Бесах" Достоевского заявляющий "своеволие" путём самоубийства Кириллов, никуда не может "просочиться", а наоборот - застывает в столбняке с пистолетом у виска, бессмысленно повторяя: "Сейчас, сейчас, сейчас..." (фрагмент слишком известный - не буду цитировать).

#3 Гость_Метценгерштейн_*

  • Группа: Гости

Отправлено 12 Июль 2015 - 00:48

Просмотр сообщенияKris (11 Июль 2015 - 00:55) писал:

...человек, умирающий естественным путём, как бы ПРОСАЧИВАЕТСЯ через смерть к вечной жизни (которую уже видит внутренним взором там, где внешнему наблюдателю видны только признаки агонии).
Самоубийство есть насильственное прерывание такого естественного процесса, потому "просачивания", видимо, не происходит.

В "Бесах" Достоевского заявляющий "своеволие" путём самоубийства Кириллов, никуда не может "просочиться", а наоборот - застывает в столбняке с пистолетом у виска, бессмысленно повторяя: "Сейчас, сейчас, сейчас..." (фрагмент слишком известный - не буду цитировать).

Достоевский - известный нагнетатель страстей. Что тут особенного, в себя выстрелить. Вот попасть так, чтоб насмерть - другое дело! Вполне возможно, что Кириллов был человек осторожный и тщательно прицеливался. :) Неприятно после этого идиотом остаться, не находите? А если бы к смерти полагалось идти только путём угасания от старческих болезней (которые, кстати, тоже есть результаты медленного самоубийства), так ни в одной религии не чтили бы ни мучеников, ни убитых в бою - у них жизнь прерывается очень энергично! Убежден, что это "просачивание" зависит от общего настроя, от того, принимаешь ли ты всё хорошее, любишь ли, а вовсе не от такой малости, часто неопределимой, как "сам или не сам это делаешь". Причем не факт, что просачиваешься именно в вечную жизнь - можно в нее не верить и все равно уходить спокойно и любя. Но это никогда не поздно, если кто интересуется, и я бы не советовал самоубийство как метод протеста против устройства жизни. Просто потому, что для этого естественного просачивания нужно все принимать и любить, а если это к тебе в будто-бы-предсмертный миг приходит (так кошка, падающая с крыши, по инстинкту быстро переворачивается лапами книзу), то и понимаешь, что незачем заканчивать самоубийство. Если ты, конечно, не связан ритуалом вроде древних японских. Точнее, в этом состоянии умиротворения понимаешь, что все равно, жить или умереть, а из этого уже древний японец шагал в свою сторону, а я, например, в другую. Кому куда его национальная или религиозная культура велит.

#4 Пользователь офлайн   Kris 

  • ветер перемен
  • Группа: Постоянные участники
  • Сообщений: 70
  • Регистрация: 28 Июнь 15

Отправлено 12 Июль 2015 - 11:12

Просмотр сообщенияМетценгерштейн (12 Июль 2015 - 00:48) писал:

А если бы к смерти полагалось идти только путём угасания от старческих болезней (которые, кстати, тоже есть результаты медленного самоубийства), так ни в одной религии не чтили бы ни мучеников, ни убитых в бою - у них жизнь прерывается очень энергично!

Спасибо - интересная мысль. Самое энергичное самоубийство описано в Библии:
Иерусалимский старейшина Разис при наступлении воинов Никанора "пронзил себя мечом, желая лучше доблестно умереть, чем попасть в руки беззаконников. Но т.к. удар оказался от поспешности неверен, а толпы уже вторгались в двери, то он, отважно вбежав на стену, мужественно бросился с неё на толпу народа... упал в середину на чрево. Дыша ещё и сгорая негодованием, не смотря на лившуюся ручьём кровь и тяжёлые раны, встал, и, пробежав сквозь толпу, остановился на крутой скале. Совершенно уже истекая кровью, он вырвал у себя внутренности и, взяв их обеими руками, бросил в толпу. И, моля Господа жизни опять дать ему жизнь, кончился таким образом".
(2Макк. 14, 37-46)
т.е. был вполне уверен, что Господь его воскресит!
А самоубийство царя Саула? (правда - рукою отрока).

Цитата

Убежден, что это "просачивание" зависит от общего настроя, от того, принимаешь ли ты всё хорошее, любишь ли, а вовсе не от такой малости, часто неопределимой, как "сам или не сам это делаешь"...

Да, определить не всегда возможно. Помните Фёдора Павловича Карамазова:
- "На дуэль! на пистолетах, на расстоянии трех шагов… через платок! Через платок!»
Не самоубийство?

Поделиться темой:




Быстрый ответ

Ваше сообщение должно пройти проверку модератора, прежде чем оно будет доступно остальным пользователям.
  

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей